Надежное партнерство

Обзор законодательства

Все новости

19.02.2018 Обзор омского законодательства с 12 февраля по 16 февраля 2018 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
 
Приказ Минкультуры России от 17.01.2018 N 31
"Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по туризму по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на осуществление деятельности в сфере туризма, связанной с использованием иностранных туристских судов"
Зарегистрировано в Минюсте России 14.02.2018 N 50036.
 
Регламентирован порядок выдачи Ростуризмом разрешений на деятельность в сфере туризма, связанную с использованием иностранных туристских судов
Заявителями на получение данной госуслуги являются:
- юридические лица, сведения о которых внесены в единый федеральный реестр туроператоров;
- юридические и физические лица - собственники иностранных туристских судов или лица, использующие их на иных законных основаниях.
Для ее получения заявитель представляет в Ростуризм письменный запрос на русском языке установленной формы (приведен в приложении к Регламенту), с приложением необходимых документов, среди которых: свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом и (или) за ущерб от загрязнения нефтью; соглашение с оператором единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, подтверждающим обеспечение перевозчиком иностранного государства передачи информации в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортного средства (для юридических лиц, сведения о которых внесены в единый федеральный реестр туроператоров).
Запрос (с указанием информации о сроках осуществления деятельности, планируемом количестве рейсов и туристов, маршруте следования между портами (с описательной и графической частью) и прилагаемые к нему документы представляются непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описанием вложения, либо через портал госуслуг.
Регламентом установлены следующие сроки предоставления госуслуги:
- проверка полноты и достоверности сведений, указанных в запросе и представленных документах, подготовка проекта разрешения - в течение 5 рабочих дней;
- направление проекта разрешения вместе с запросом и приложенными документами в заинтересованные органы - в течение 1 календарного дня;
- направление заинтересованными органами информации о согласовании проекта разрешения либо о его несогласовании с указанием оснований для отказа в выдаче разрешения - в течение 30 календарных дней;
- выдача разрешения - в течение 3 рабочих дней.
 
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
 
Определение Верховного Суда РФ от 08.02.2018 N 305-ЭС17-15339 по делу N А40-176343/2016
 
В ситуации полной неликвидности дополнительного залогового обеспечения соглашение о замене надежного заемщика - должника на ненадежного в обязательстве по возврату кредита и уплате процентов нарушает права ординарных кредиторов банка и может быть признано недействительным
В соответствии с заключенным между банком и заемщиком кредитным договором от 08.11.2010 последнему предоставлен кредит в размере 90 500 000 рублей.
По условиям кредитной сделки заемщик обязался выплачивать проценты за пользование суммой кредита ежемесячно по ставке 10 процентов годовых и возвратить сумму кредита в срок до 03.12.2015.
Впоследствии на основании договора залога требования от 11.02.2015 в качестве дополнительного обеспечения исполнения обязательств заемщика компания передала банку в залог свое требование о возврате денежных средств в размере 90 500 000 рублей, размещенных компанией в банке сроком на 5 лет и 1 месяц по договору субординированного депозита от 01.11.2010.
Затем долг заемщика по кредитному договору был переведен на общество на основании договора от 15.02.2015, поименованного договором о переводе прав и обязательств. На договоре проставлена отметка банка о его согласии как кредитора.
Решением Комитета банковского надзора Банка России от 25.02.2015 утвержден план участия государственной корпорации в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.
Приказом Банка России на государственную корпорацию с 25.02.2015 возлагались функции временной администрации банка.
Банком России оформлено решение об уменьшении размера уставного капитала банка до одного рубля в связи с установлением отрицательного значения величины собственных средств (капитала) этого банка, временной администрации банка предписано совершить действия, предусмотренные статьей 189.50 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Приказом Банка России с 26.08.2015 прекращено исполнение функций временной администрации банка, возложенных на государственную корпорацию.
Обращаясь с требованием об оспаривании договора о переводе долга, банк сослался, в частности, на пункты 1 и 2 статьи 61.2, пункт 11 статьи 189.40 Закона о банкротстве. Иск мотивирован тем, что перевод долга повлек замену надежного заемщика, ведущего реальную хозяйственную деятельность и характеризующегося положительной величиной чистых активов, имеющей тенденцию к росту, - на ненадежного - общество, которое фактически хозяйственную деятельность не вело, его чистые активы имели отрицательное значение. Как указал банк, обществом обязательство по погашению суммы кредита не выполняется; спорная сделка совершена в период, когда банк фактически отвечал признаку недостаточности имущества, она направлена на нарушение прав и законных интересов кредиторов данной кредитной организации.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции счел, что совершение спорной сделки обусловлено заключением соглашения о залоге требования от 11.02.2015, по которому банк получил дополнительное обеспечение.
При этом судом отклонены возражения банка, касающиеся специфики размещенного компанией субординированного депозита и прекращения обязательств банка по его возврату со ссылкой на то, что соответствующее уведомление направлено кредитной организацией в адрес вкладчика лишь 04.06.2015.
Кроме того, суд первой инстанции применил к спорным отношениям пункт 5 статьи 166 Гражданского кодекса РФ, налагающий запрет на оспаривание сделки ее стороной, которая после заключения сделки давала основание другим лицам полагаться на действительность данной сделки.
Суд апелляционной инстанции и суд округа поддержали данный вывод суда.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ не согласилась с такой позицией нижестоящих судов, в частности, по следующим основаниям.
Компанией и банком был заключен договор субординированного депозита от 01.11.2010, на основании которого компания разместила в названном банке 90 500 000 рублей сроком на 5 лет и 1 месяц.
Указанный договор отвечал условиям, указанным в пункте 2 статьи 50.39 действовавшего в момент совершения сделки Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - Закон о банкротстве кредитных организаций).
Пунктом 1 статьи 50.39 Закона о банкротстве кредитных организаций предусматривалось, что требования кредиторов по субординированным депозитам, а также по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным депозитам удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов.
Согласно пункту 3.5.3.2 Положения о методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций от 10.02.2003 N 215-П, утвержденного Банком России и действовавшего в спорный период, субординированный депозит включался в состав источников дополнительного капитала кредитной организации.
Таким образом, денежные средства, предоставляемые по договору субординированного депозита, пополняющие капитал кредитной организации, являются инвестициями вкладчика в банковский сектор в расчете на прибыль в виде процентов. При этом, заключая такого рода договор, инвестор принимает на себя повышенные риски, которые заключаются помимо прочего в понижении очередности удовлетворения его требования на случай несостоятельности (соответствующие обязательства исполняются в последнюю очередь), то есть правовое положение инвестора-вкладчика при банкротстве приравнивается к правовому положению участников (акционеров) банка.
Прежнее правовое регулирование в ситуации объективного банкротства кредитной организации (ее неспособности в полном объеме удовлетворить требования кредиторов из-за превышения совокупного размера обязательств над реальной стоимостью активов, то есть при недостаточности конкурсной массы для расчетов с кредиторами приоритетной по отношению к инвестору - вкладчику очередности удовлетворения), по сути, означало утрату им какой-либо возможности вернуть вложенное. Инвесторы-вкладчики не имели правомерных ожиданий возврата капиталозамещающих депозитов и процентов по ним за счет средств, привлеченных для санации кредитной организации. Сходные по своим правовым последствиям правила закреплены в действующей в настоящее время редакции части четвертой статьи 25.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" в отношении кредитных организаций, находящихся в кризисной ситуации и использующих в связи с этим финансовую помощь со стороны государственной корпорации.
Делая вывод о получении банком дополнительного обеспечения при переводе долга, суды ошибочно не приняли во внимание особый правовой режим субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа), отличающий его, в частности, от договоров, заключаемых в соответствии с главами 42 и 44 Гражданского кодекса РФ.
План участия государственной корпорации в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка утвержден решением Комитета банковского надзора Банка России за несколько дней до передачи в залог требования, основанного на договоре субординированного депозита от 01.11.2010.
Банк обращал внимание судов на то, что в рассматриваемой кризисной ситуации участники спорных отношении в момент заключения залоговой сделки не могли не осознавать, что рыночная стоимость закладываемого требования упала до нуля, для них была очевидна невозможность истребования суммы депозита и процентов даже в части.
При этом сам по себе факт направления уведомления о прекращении обязательств банка по возврату субординированного депозита лишь после заключения договора залога не опровергает довод о возникшей к моменту подписания залоговой сделки неликвидности обеспечения.
Прекращение исполнения государственной корпорацией функций временной администрации банка с 26.08.2015 не свидетельствует о том, что кредитная организация окончательно санирована. Из плана участия государственной корпорации в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка видно, что данный банк до 2025 года будет пользоваться финансовой помощью, выделенной государственной корпорацией, также до 2025 года ему предоставлена рассрочка по погашению задолженности, связанной с депонированием обязательных резервов. Таким образом, применительно к банку в настоящее время не восстановлен баланс интересов всех участников отношений в банковской сфере.
Поэтому в ситуации полной неликвидности дополнительного залогового обеспечения соглашение о замене надежного заемщика - должника на ненадежного в обязательстве по возврату кредита и уплате процентов нарушает права ординарных кредиторов банка и может быть признано недействительным на основании пункта 11 статьи 189.40 и статьи 61.2 Закона о банкротстве, в том числе и после прекращения исполнения государственной корпорацией функций временной администрации банка.
Суды, отказав в удовлетворении иска по ненадлежащим основаниям (предоставление дополнительного обеспечения), уклонились от проверки того, имелась ли в данном случае необходимая совокупность условий недействительности соглашения о переводе долга от 15.02.2015 как подозрительной сделки.
Вопреки выводам судов положения пункта 5 статьи 166 Гражданского кодекса РФ, не дозволяющие оспаривать сделку ее стороне, которая давала другим лицам основание полагаться на действительность сделки, не применяются к требованиям о признании недействительными сделок по специальным основаниям, предусмотренным законодательством о несостоятельности. Данные специальные основания недействительности сделок направлены на защиту не столько интересов частноправового субъекта, являющегося стороной сделки, сколько на защиту его кредиторов (третьих лиц, не являющихся сторонами спорных правоотношений и не делавших каких-либо заявлений о действительности сделки).
С учетом изложенного Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ отменила вынесенные нижестоящими судами решения и постановления и направила дело на новое рассмотрение.
 
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
 
Письмо ФНС России от 17.01.2018 N ГД-4-8/678@
"По вопросу возврата наследникам умершего (объявленного умершим) налогоплательщика суммы излишне уплаченного им (излишне взысканного налоговыми органами) ранее налога"
 
Возврат наследникам умершего налогоплательщика суммы излишне уплаченного им налога может быть осуществлен по решению суда
В соответствии с Гражданским кодексом РФ в состав наследства входит принадлежавшие наследодателю имущество, включая имущественные права и обязанности. Однако к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Налоговым законодательством возврат наследникам излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) не предусмотрен.
При этом ФНС России сообщает, что возврат наследникам указанных денежных средств возможен в случае вынесения судом соответствующего решения. Данная возможность реализована в автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы АИС "Налог-3"
В приложении к письму приведен алгоритм действий сотрудника налогового органа при осуществлении возврата наследникам суммы излишне уплаченных денежных средств.
 
<Письмо> ФНС России от 22.01.2018 N ГД-4-11/959@
"О коде тарифа страховых взносов"
 
ФНС России сообщила коды, необходимые для заполнения расчета по страховым взносам для резидентов ОЭЗ в Калининградской области
С 01.01.2018 вступили в силу положения подпункта 14 пункта 1 статьи 427 НК РФ, устанавливающие пониженные тарифы страховых взносов для организаций, включенных в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.
До внесения необходимых изменений в порядок заполнения расчета по страховым взносам плательщики вправе при применении пониженных тарифов указывать код тарифа - "17".
При заполнении подраздела 3.2.1 раздела 3 Расчета - использовать перечисленные в письме коды категорий застрахованных лиц.
Указанные коды применяются начиная с представления расчета за 1 квартал 2018 года.
 
Информационное сообщение Банка России
"О порядке представления отчетности некредитными финансовыми организациями (за исключением субъектов страхового дела)"
 
С 15 февраля 2018 года некредитные финансовые организации (кроме субъектов страхового дела) представляют в Банк России отчетность в формате XML (XTDD) посредством нового личного кабинета (https://portal4.cbr.ru/)
Отчетность некредитных финансовых организаций, сформированная в Программе-анкете подготовки электронных документов в формате XML (XTDD), направляется через раздел личного кабинета "Представление отчетности":
- для профессиональных участников РЦБ, организаторов торговли, клиринговых организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, а также негосударственных пенсионных фондов - за отчетные периоды до 31 декабря 2017 года;
- для остальных некредитных финансовых организаций (кроме субъектов страхового дела) - за все отчетные периоды.
Отчетность, ранее заверяемая двумя электронными подписями: специализированного депозитария и управляющей компанией или негосударственным пенсионным фондом, заверяется только подписью организации, направляющей отчетность, и передается в составе XTDD-пакета, содержащего ZIP-архив, внутри которого присутствует XTDD-пакет с отчетностью, заверенной подписью специализированного депозитария.
Отчетность негосударственных пенсионных фондов, а также отчетность профессиональных участников РЦБ, организаторов торговли, клиринговых организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, формируемая посредством таксономии XBRL, направляется через раздел личного кабинета "Представление отчетности/В разрезе задач/Отчетность в формате XBRL".
Уведомления, формируемые с использованием Программ-анкет для подготовки электронных документов, адресуемые в Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций, с 10 февраля 2018 года направляются через новый личный кабинет при выборе опции "Отправить запрос", с приложением дополнительного сопроводительного письма.
Ответы на запросы (предписания) и обращения (запросы) в Банк России направляются через соответствующий раздел личного кабинета без вложения XTDD-файлов. Представление отчетности через раздел "Запросы и предписания" личного кабинета недопустимо.
 
Проект Федерального закона N 287844-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 14.02.2018)
 
В первом чтении принят законопроект, направленный на защиту прав заемщика по потребительскому кредиту
Законопроектом вносятся изменения в статью 5 Закона о потребительском кредите, в соответствии с которыми в случае, когда суммы произведенного заемщиком платежа недостаточно для полного исполнения обязательств по договору потребительского кредита (займа), в первую очередь погашаются проценты за пользование денежными средствами и основная сумма долга, а затем уже неустойка (штраф, пеня) и иные платежи.
Таким образом, устанавливается более благоприятная по сравнению со статьей 319 ГК РФ очередность погашения задолженности заемщика, поскольку не предусматривается погашение в первую очередь издержек кредитора. Такой подход позволяет быстрее погасить задолженность по основному долгу, что ведет к уменьшению расходов заемщика за пользование денежными средствами.
Законопроектом также устанавливается, что предусмотренная законом очередность не может быть изменена соглашением сторон.
 
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
 
Приказ Росстата от 12.02.2018 N 65
"Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 5-З "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)"
 
Обновлены указания по заполнению квартальной статистической формы N 5-З, по которой предоставляются сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг), действующие с отчета за январь - март 2018 года
Данную форму предоставляют юридические лица всех форм собственности, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации, осуществляющие производство товаров и услуг для продажи на сторону (кроме субъектов малого предпринимательства, государственных и муниципальных учреждений, банков, страховых и прочих финансовых и кредитных организаций).
В форму включаются сведения в целом по юридическому лицу, то есть по всем филиалам и другим структурным подразделениям данного юридического лица независимо от их местонахождения, в том числе за пределами территории РФ.
Форма предоставляется ежеквартально нарастающим итогом за период с начала года (за I квартал, 1 полугодие, 9 месяцев).
Признан утратившим силу Приказ Росстата от 10.02.2015 N 53, которым были утверждены ранее действовавшие указания.
 
<Письмо> Казначейства России от 09.02.2018 N 07-04-05/08-2108
"О разъяснении методических вопросов по формированию бюджетной (бухгалтерской) отчетности"
 
Казначейством России подготовлены разъяснения по формированию и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности в подсистеме "Учет и отчетность" системы "Электронный бюджет"
В письме приведены поступающие от территориальных органов Федерального казначейства вопросы по формированию и представлению указанной отчетности и даны по ним разъяснения.
Сообщается, в частности, что:
срок представления распорядителем средств федерального бюджета бюджетной отчетности установлен п. 289 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н;
сведения по форме 0503164 формируются получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета на основании показателей Отчета (ф. 0503127), сформированного на отчетную дату;
при осуществлении формирования и (или) представления бюджетной отчетности средствами программных комплексов автоматизации документы бюджетной отчетности, не имеющие числовых значений показателей и не содержащие пояснения, формируются и представляются с указанием отметки (статуса) "показатели отсутствуют".
 
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
 
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 N 27
"Об утверждении Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)"
 
Утверждены Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)
Требования являются обязательными для исполнения юридическими лицами, физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании земельные участки, здания, строения, сооружения, места складирования (хранения), в которых осуществляется деятельность по выращиванию (разведению и содержанию), изготовлению, переработке и хранению товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и сведения о которых включаются (включены) в реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение товаров, перемещаемых с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена, а также собственниками (владельцами) транспортных средств, осуществляющих перемещение указанных товаров.
Приводятся ветеринарно-санитарные требования к животноводческим объектам, предназначенным:
для содержания крупного рогатого скота;
для круглогодичного пастбищного содержания крупного рогатого скота;
для содержания свиней, овец, пушных зверей, птицы (кроме водоплавающих), рыбы (только к прудовым хозяйствам), пчел.
Также устанавливаются требования к объектам по производству (изготовлению) и (или) хранению товаров животного происхождения (пищевых и непищевых), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), к объектам по убою продуктивных животных, к объектам по производству (изготовлению) товаров животного происхождения (пищевых и непищевых), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), к объектам по хранению товаров животного происхождения и кормов.
Предусматривается, что в отношении организаций и лиц, включенных до даты вступления настоящего Решения в силу в реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение товаров, перемещаемых с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС, в течение 18 месяцев с даты вступления настоящего Решения в силу допускается осуществление деятельности в соответствии с обязательными требованиями к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), ранее установленными законодательством государства - члена ЕАЭС, на территории которого располагается соответствующий объект.
Настоящее Решение вступает в силу по истечении 180 календарных дней с даты его официального опубликования.
 
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
 
<Письмо> Росприроднадзора от 14.02.2018 N РН-04-03-27/2839
"О постановке объектов негативного воздействия на государственный учет"
 
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны поставить на учет гараж в качестве объекта НВОС в случае осуществления в нем деятельности, оказывающей такое воздействие
Росприроднадзор отмечает, что в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) объектом негативного воздействия является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. Законом предусмотрена постановка на государственный учет только объектов НВОС, соответствующих Критериям определения категории объекта НВОС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029. Постановка на учет иных объектов не предусматривается.
Статьей 1 Закона установлено, что стационарным источником загрязнения окружающей среды является источник загрязнения, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды; передвижным источником - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды. Открытые стоянки и подобные территории сами по себе не являются стационарными источниками выбросов.
При этом в случае осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием гаражей, оборудованных вытяжной вентиляцией, стационарным источником загрязнения окружающей среды является труба вытяжной вентиляции. В указанном случае юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо поставить эксплуатируемые объекты НВОС на государственный учет, разработать нормативы ПДВ и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
 
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
 
Приказ Минкомсвязи России от 10.01.2018 N 1
"Об утверждении Правил электронного обмена данными в национальном сегменте Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза"
Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2018 N 50016.
 
Определены правила электронного обмена данными в российском сегменте информационной системы ЕАЭС
Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года установлено, что информационное взаимодействие в рамках обеспечения интеграционных процессов во всех сферах, затрагивающих функционирование союза, осуществляется с использованием интегрированной системы ЕАЭС. Система представляет собой организационную совокупность территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем уполномоченных органов, информационных ресурсов и информационных систем Евразийской экономической комиссии, объединенных национальными сегментами государств ЕАЭС и интеграционным сегментом комиссии.
Минкомсвязью России утверждены правила обмена данными в национальном сегменте РФ данной интегрированной информационной системы. В российский сегмент включаются государственные информационные системы, участвующие в электронном обмене данными с системами других государств ЕАЭС и комиссии, а также системы, обеспечивающие взаимодействие информационных систем уполномоченных органов РФ, и комиссии.
Обмен данными в рамках российского сегмента осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
 
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
 
<Письмо> Минюста России от 19.12.2017 N 12-158024/17
<О нотариальном удостоверении согласия на выезд ребенка за пределы Российской Федерации>
 
По мнению Минюста России, не запрещается оформить нотариальное согласие на выезд ребенка из РФ вплоть до достижения им совершеннолетия при условии, что ребенок будет посещать одни и те же страны, указанные в таком согласии
Сообщается, что в случае, если несовершеннолетний гражданин РФ выезжает из РФ без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие родителей (опекунов или попечителей) на выезд с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить.
Срок выезда несовершеннолетнего должен указываться на период, в который осуществляется выезд такого несовершеннолетнего за пределы РФ. При этом никакого законодательного ограничения такого срока не установлено. Срок действия согласия может определяться календарной датой или истечением периода времени, который может исчисляться годами, месяцами, неделями, днями или часами. Также срок может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить - совершеннолетие, окончание срока действия визы, паспорта и т.п.
Таким образом, с учетом действующего законодательства не запрещается оформить нотариальное согласие на выезд ребенка из РФ вплоть до достижения им совершеннолетия при условии, что ребенок будет посещать одни и те же страны, указанные в таком согласии. При этом в согласии на выезд ребенка обязательно должны быть указаны названия государств, которые ребенок намерен посетить.
Вместе с тем, при выезде несовершеннолетнего гражданина в европейские страны, образующие так называемую Шенгенскую зону, следует учитывать, что перемещение по территориям указанных стран осуществляется гражданами других государств по единой визе для всех государств Шенгенской зоны. В связи с этим обозначение в согласии одной из этих стран со ссылкой на возможность посетить и другие страны Шенгенской зоны не противоречит требованиям, предъявляемым к содержанию согласия российским законодательством.
При этом отмечается, что выдача согласия на продолжительный период времени или без привязки к конкретной поездке может привести к нарушению прав ребенка и невозможности обеспечения его интересов, а также породить впоследствии конфликтные ситуации.
Кроме того, отсутствие в согласии конкретного срока действия такого согласия может являться основанием для отказа во въезде в иностранное государство при наличии соответствующих требований, установленных законодательством государства въезда.
Согласие может быть дано на посещение как одной страны, так и нескольких по усмотрению законного представителя ребенка. Однако в этом случае также следует учитывать требования, установленные законодательством государства въезда.
 
<Письмо> Рособрнадзора от 14.02.2018 N 10-92
"О повторном прохождении ГИА-9"
 
Рособрнадзором разъяснены особенности повторного прохождения ГИА-9 в 2017/18 учебном году
Сообщается, что обучающиеся 2015/16 учебного года, не прошедшие ГИА-9 в сентябрьские сроки, при повторном ее прохождении в 2017/18 учебном году сдают экзамены только по тем обязательным предметам (русскому языку, математике), по которым ими получен неудовлетворительный результат в 2015/16 учебном году. Пересдавать экзамены по предметам по выбору не требуется, так как в то время основанием для получения аттестата являлось успешное прохождение ГИА-9 только по обязательным предметам.
С 1 сентября 2016 года условие получения аттестата - успешное прохождение ГИА-9 по четырем предметам - по обязательным предметам и двум по выбору. Поэтому обучающиеся 2016/17 учебного года, не прошедшие ГИА-9 в сентябрьские сроки, будут проходить ее в 2017/18 учебном году по предметам, при сдаче которых ими были получены неудовлетворительные результаты, из числа как обязательных предметов, так и предметов по выбору. При этом изменение перечня заявленных ранее учебных предметов по выбору, а также повторное участие в ГИА-9 с целью улучшения полученных ранее результатов законодательством об образовании не предусмотрено.
 
<Письмо> Минздрава России от 14.02.2018 N 418/25-5
<О направлении ответов на часто задаваемые вопросы о лекарственных препаратах для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд>
 
Минздравом России разъяснены вопросы, касающиеся госзакупок лекарственных препаратов для медицинского применения
Даны ответы на вопросы о применении в том числе положений Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", приказов Минздрава России от 26.10.2017 N 870н "Об утверждении Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения" и от 26.10.2017 N 871н "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения".
В частности, разъяснены нормы Постановления N 1380, касающиеся: закупки лекарственных препаратов в упаковках;
указания в документации о закупке возможности поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта;
осуществления закупки инсулинов и учета поставленных шприцев;
обоснования указания в документации о закупке определенных характеристик лекарственного препарата;
возможности указания объема наполнения первичной упаковки при описании объекта закупки.
 
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
 
Постановление Правительства РФ от 13.02.2018 N 153
"Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS"
 
Правительством РФ определена процедура оснащения транспортных средств отдельных категорий аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS
Утвержденные Правила устанавливают порядок оснащения транспортных средств, отнесенных в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) к транспортным средствам категорий М2, М3 и транспортным средствам категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Правила не применяются в отношении транспортных средств, используемых для обеспечения органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, органов внутренних дел, а также используемых физическими лицами для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, отвечающей следующим требованиям:
соответствует требованиям технического регламента;
обеспечивает определение и передачу в Ространснадзор информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС";
предусматривает наличие персональной универсальной идентификационной карты абонента, содержащей профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы "ЭРА-ГЛОНАСС".
Идентификация аппаратуры спутниковой навигации обеспечивается оператором системы "ЭРА-ГЛОНАСС" посредством размещения в этой системе и передачи в Ространснадзор определенных сведений.
Постановление вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня его официального опубликования.
 
Постановление Правительства РФ от 13.02.2018 N 156
"О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации"
 
В период с 1 июня по 17 июля 2018 года на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств разрешено движение ТС, которыми перевозятся лица, участвующие в мероприятиях ЧМ по футболу FIFA 2018 года
Разрешена перевозка определенных Минтрансом России по согласованию с МВД России и Оргкомитетом "Россия-2018" клиентских групп (официальные делегации FIFA, участники спортивных соревнований, персонал FIFA и Оргкомитета "Россия-2018", представители СМИ, иные лица, принимающие участие в мероприятиях чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в РФ) при наличии аккредитационного свидетельства, выдаваемого Оргкомитетом "Россия-2018".
 
Приказ МЧС России от 25.10.2017 N 467
"Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах"
Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2018 N 49998.
 
Обновлено положение о пожарно-спасательных гарнизонах
В такие гарнизоны объединяются расположенные постоянно или временно на территории с установленными административными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах органы управления, органы государственного пожарного надзора, подразделения пожарной охраны, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, спасательные воинские формирования МЧС России, военизированные горноспасательные части, находящиеся в ведении МЧС России, другие организации и учреждения, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ.
Положение определяет:
- порядок организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, в том числе организации и осуществления гарнизонной службы, полномочия начальников и должностных лиц пожарно-спасательных гарнизонов по выполнению задач гарнизонной службы;
- порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
 
Приказ Ростехнадзора от 20.11.2017 N 488
"Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом"
Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2018 N 49999.
 
Обновлены правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом
Утвержденные правила промышленной безопасности распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на опасных производственных объектах, связанную с разработкой угольных месторождений открытым способом (угольных разрезах), проектирование, строительство и эксплуатацию угольного разреза, конструирование, изготовление, монтаж, эксплуатацию и ремонт технических устройств, профессиональные аварийно-спасательные службы и (или) профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также на работников иных организаций, деятельность которых связана с угольными разрезами.
Правила безопасности устанавливают требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность и направлено на предупреждение аварий и инцидентов на угольных разрезах и обеспечение их готовности к локализации и ликвидации последствий аварий.
Приказом, помимо прочего, устанавливаются:
правила безопасности при ведении горных работ;
правила безопасности при ведении буровых работ;
требования безопасности к отвалам и перегрузочным пунктам, используемым при проведении работ водохранилищам, отстойникам и хвостошламохранилищам;
меры по профилактике и тушению эндогенных и экзогенных пожаров;
требования безопасности при механизации горных работ;
требования безопасности при проведении ремонтных работ;
требования к эксплуатации технологического транспорта;
требования безопасности при эксплуатации электроустановок;
требования к организации освещения мест производства работ;
требования к обеспечению противоаварийной защитой, связью и сигнализацией;
требования к осушению и системам водоотлива;
требования к мерам по борьбе с пылью, вредными газами и по обеспечению радиационной безопасности.
Не подлежащим применению признано Постановление Госгортехнадзора России от 30.05.2003 N 45 "Об утверждении "Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом".
Приказ вступает в силу по истечении 6 месяцев после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
 
ПРАВОСУДИЕ
 
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.02.2018 N 5
"О применении судами некоторых положений Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
 
Пленум Верховного Суда РФ разъяснил ряд вопросов, связанных с введением суда присяжных в районных судах
Верховным Судом РФ в связи с началом осуществления с 1 июня 2018 г. рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей в районных судах направляет разъяснения, касающиеся:
порядка формирования, утверждения и направления в суды и органы государственной власти основного и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований
порядка составления высшим исполнительным органом власти субъекта РФ общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ, списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для соответствующего окружного (флотского) военного суда и нижестоящих по отношению к нему гарнизонных военных судов;
сроков составления списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели;
сохранения полномочий присяжных заседателей у граждан, ранее включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели;
обязанностей председателей верховных судов субъектов РФ по внесению в высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта РФ представления о числе кандидатов в присяжные заседатели, необходимом для работы как верховного суда субъекта РФ, так и для всех районных судов, действующих на территории субъекта РФ, и обязанностей председателей окружных (флотских) военных судов по внесению представлений о числе кандидатов в присяжные заседатели, необходимом для работы соответствующих судов и нижестоящих по отношению к ним гарнизонных военных судов;
обязанностей председателей судов в случае если численность населения муниципальных образований, на территорию которых распространяется юрисдикция районного суда, является недостаточной для формирования списков кандидатов в присяжные заседатели;
правил образования округа, включающего несколько муниципальных образований;
правил подписания и направления в суды списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований;
особенностей формирования списков кандидатов в присяжные заседатели в случаях, когда юрисдикция районного суда распространяется на несколько муниципальных образований и в случаях когда районный суд расположен на территории одного муниципального образования, а его юрисдикция распространяется на территорию другого муниципального образования;
особенностей составления список кандидатов в присяжные заседатели в случае образования округа.
Кроме того, Верховный Суд РФ разъясняет, что граждане, включенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ, списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели округов, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для соответствующего окружного (флотского) военного суда и нижестоящих по отношению к нему гарнизонных военных судов, не исключаются из списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований. С учетом этого суд при отборе кандидатов в присяжные заседатели для участия в рассмотрении конкретного уголовного дела и при составлении предварительного списка должен обеспечить неукоснительное соблюдение требований УПК РФ, исходя из которых одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза, в том числе в судах различных уровней.
 
Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 25.01.2018 N 1-КЭ
"О применении положений абзаца третьего пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей в отношении судей в отставке, выступающих третейскими судьями (арбитрами)"
 
Гарантии неприкосновенности судьи не распространяются на судью в отставке на время с момента избрания его арбитром по конкретному делу и его рассмотрения
В отношении разрешенной судье в отставке деятельности в качестве третейского судьи (арбитра) никаких исключений из правила о нераспространении гарантий неприкосновенности и правила о приостановлении членства в судейском сообществе Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" не установлено. Поэтому следует исходить из того, что судья в отставке, выступающий третейским судьей (арбитром), лишается предусмотренных законом гарантий неприкосновенности.
Полномочия третейского судьи у физического лица возникают только с момента избрания (назначения) его арбитром по конкретному делу - после выполнения всех действий, определенных ст. 11 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации", соглашением сторон и правилами постоянно действующего арбитражного учреждения. По общему правилу эти полномочия прекращаются после принятия решения по конкретному делу.
Указанные положения распространяются как на третейский суд, осуществляющий арбитраж (третейское разбирательство) при наличии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения, так и на третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения (арбитраж ad hoc).
 
Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 25.01.2018 N 2-КЭ
"О праве судьи, пребывающего в отставке, работать на платной основе экскурсоводом"
 
Судья в отставке, имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (50 лет для женщин), вправе работать экскурсоводом в госучреждении
Возможность осуществления судьей, пребывающим в отставке, независимо от его стажа работы в должности судьи и возраста, какой-либо оплачиваемой деятельности в коммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности) Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" не предусматривает.
Анализ квалификационной характеристики должности "Экскурсовод", профстандарта "Экскурсовод (гид)" не дает оснований для отнесения работы в качестве экскурсовода к творческой деятельности, осуществление которой для судьи, в том числе пребывающего в отставке, возможно вне зависимости от статуса учреждения, организации.
В соответствии с Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.
 
Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 25.01.2018 N 3-КЭ
"О недопустимости представительства интересов организаций в судах судьей, пребывающим в отставке и трудоустроившимся в соответствующую организацию"
 
Судья, пребывающий в отставке, не должен выполнять функции представителя органа, учреждения или организации, в которых он замещает ту или иную должность
Кодекс судейской этики допускает возможность судьи заниматься различными видами внесудебной деятельности лишь в той мере, в какой это не противоречит законодательству о статусе судей в РФ и не причиняет ущерб интересам правосудия, а возможность судьи быть представителем в судебных органах ограничивает правом представлять самого себя и случаями законного представительства других лиц.
Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что судья не вправе быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц.
Такой запрет направлен, в частности, на обеспечение общественного доверия к судебной системе как обязательного условия надлежащего осуществления правосудия. Он имеет целью исключить такие ситуации, когда в судебном процессе представителем одной из сторон выступает судья в отставке, что может порождать у других участников процесса объективные сомнения в беспристрастности и непредвзятости суда, рассматривающего соответствующее дело.
 
Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 25.01.2018 N 5-КЭ
"О допустимости получения ежемесячной компенсационной выплаты судьей в отставке, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет"
 
Названы условия получения судьей в отставке компенсационной выплаты по уходу за инвалидом I группы либо престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе или достигшим 80 лет
Сообщается, в частности, что Указом Президента РФ от 26.12.2006 N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" определен круг получателей соответствующих ежемесячных компенсационных выплат - неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за конкретными категориями нетрудоспособных граждан.
При этом назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера, пособия по безработице либо выполнение этим лицом другой оплачиваемой работы прекращает осуществление компенсационной выплаты.
Пребывающий в отставке судья, получающий ежемесячное пожизненное содержание, не имеет права на получение ежемесячной компенсационной выплаты, предусмотренной Указом N 1455, даже если он не достиг общего пенсионного возраста, не работает и фактически осуществляет уход за нетрудоспособным лицом, подпадающим под действие этого Указа.
Что касается пребывающего в отставке судьи, которому не назначено ежемесячное пожизненное содержание, то в том случае, когда он не работает, является трудоспособным и фактически осуществляет уход за нетрудоспособным лицом, подпадающим под действие названного Указа, получение таким судьей соответствующей компенсации не может рассматриваться в качестве нарушения запретов и ограничений, установленных Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации".
Эта позиция не подразумевает допустимость такого положения, когда пребывающий в отставке судья, не получающий ежемесячного пожизненного содержания, осуществляет уход за несколькими нетрудоспособными лицами с назначением компенсационной выплаты в отношении каждого из них. В таком случае, независимо от юридических оснований получения выплат, могут фактически возникнуть основания для вывода о несоблюдении пребывающим в отставке судьей установленных Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" ограничений.
 
Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 25.01.2018 N 10-КЭ
"О праве обращения судьи в отставке в правоохранительные органы на предмет проверки фактов коррупционного поведения судей, распространения клеветы и в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации"
 
Судья, пребывающий в отставке, вправе обращаться в правоохранительные органы по вопросам, отнесенным к их компетенции, а также в суд с иском о защите чести, достоинства, деловой репутации
Однако такие действия судья, в том числе пребывающий в отставке, как лицо, наделенное особым публичным статусом, обязан соотносить с основополагающими принципами Кодекса судейской этики, проявляя должную заботу о сохранении как своих личных чести и достоинства, так и достоинства и авторитета судебной власти.
Установленные статьей 6 Кодекса судейской этики требования к судье, направленные на обеспечение его статуса (в частности, требование добросовестно пользоваться своими гражданскими правами и исполнять гражданские обязанности), предполагают, что судья, обращающийся в правоохранительные органы с заявлением о проверке ставших ему известными сведений о совершении коррупционных правонарушений теми или иными должностными лицами, приводит конкретные, поддающиеся объективной проверке факты.
В противном случае выдвигаемые обвинения могут быть расценены как действие, вызванное личным недовольством, выходящее за рамки высоких моральных стандартов, предъявляемых к судье Кодексом судейской этики.
 
Решение Конституционного Суда РФ от 13.02.2018
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2017 года"
 
Конституционным Судом РФ обобщены наиболее важные решения, принятые им в четвертом квартале 2017 года
В представленном Обзоре приводятся решения по конституционным основам:
публичного права (в частности, дана оценка конституционности пункта 5 статьи 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", выявлен смысл положений пункта 3 статьи 17 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и части 3 статьи 5.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях);
трудового законодательства и социальной защиты (в том числе, дана оценка конституционности пункта 1 статьи 1 и части второй статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя");
частного права (в частности, дана оценка конституционности положений пункта 2 статьи 115 Семейного кодекса РФ и пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса РФ, выявлен смысл положений пунктов 3 и 4 части 1 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих");
уголовной юстиции (в числе прочего, дана оценка конституционности статей 21 и 21.1 Закона РФ "О государственной тайне").